Внедрение Бережливого производства. Теория и практика
Итак, мы уже знаем, основываясь на каких проявлениях и симптомах можно быстро и с достаточно высокой вероятностью предположить, что у предприятия есть потенциал для улучшений. Покажем, как эти проявления соотносятся с классической «японской» теорией Бережливого производства.
Виды потерь в Бережливом производстве
В терминах Бережливого производства потери означают деятельность, которая потребляет ресурсы, но не добавляет никакой ценности конечному продукту с точки зрения потребителя. В японском языке для обозначения такой деятельности есть отдельное слово — «мУда» (ударение на первый слог).
В классической теории выделяют семь видов потерь, а в настоящее время — восемь (8 «мУда»). К ним относятся:
- Перепроизводство готовой продукции. Это всегда плохо, так как связано не только с «заморозкой» оборотных средств, излишними затратами на транспортировку и хранение готовой продукции, но и риском для данной продукции испортиться, потерять потребительские качества, «выйти из моды» и вообще быть невостребованной потребителем. Здесь следует сказать, что под перепроизводством, в соответствие с принципом «Точно вовремя» (Just In Time), также понимается поставка чего-либо раньше согласованного срока. Тайити Оно, создатель производственной системы Тойота, считал этот вид потерь самым главным;
- Излишние запасы сырья, материалов и незавершенной продукции. Излишек измеряется относительно необходимости и достаточности запасов для бесперебойного функционирования потока или системы в целом;
- Излишние движения и перемещения, не добавляющие ценности конечному продукту. Под излишними понимаются любые движения и перемещения персонала, а также инструмента или оборудования;
- Излишняя транспортировка сырья, материалов, незавершенной и готовой продукции, энергии, инструментов, оборудования, персонала;
- Брак – потери, связанные с переделками, доработками, исправлениями, утилизацией дефектной продукции, а также избыточные затраты на контроль качества;
- Излишняя обработка – любые действия в процессе производства, или лишние свойства и функции готового продукта, которые не добавляют ему ценности с точки зрения потребителя и за которые потребитель не готов платить;
- Ожидание – потери, связанные с простоями и ожиданиями в потоке создания ценности. Не путать с ожиданиями и простоями ресурсов. В этом виде потерь фокус делается именно на поток, а не на ресурс;
- Нераскрытый потенциал сотрудника – не использование творческого потенциала сотрудников в процессе постоянных улучшений. Использование, например, производственного персонала только в качестве био-роботов, как некоторого механизма, без которого не работает оборудование или не выполняется какой либо процесс.
Потери в производственных системах
Искать и устранять потери при внедрении Бережливого производства проще, если использовать 7 необходимых и достаточных факторов производственной системы. Эта классификация позаимствована нами у господина К. Исикавы (Ishikawa) и доработана на практике.
Вот эти 7 факторов:
- Men – люди (как социосистема — все, что связано с деятельностью и взаимодействием людей на производстве);
- Management – управление (включая не только управление персоналом, но и управление процессами, оборудованием, материалами, инфраструктурой, финансами, а также средства автоматизированного управления – ERP-системы и т.п.);
- Methods – методы, производственный и технологический процессы;
- Machine – оборудование, инструменты, оснастка;
- Material – сырье, материалы, комплектующие, незавершенная и готовая продукция, в т.ч. движение материалов, запасы;
- MotherNature — окружающая среда (помещения, инженерные коммуникации, микроклимат);
- Measuring – измерение, все, что связано с различными измерительными системами (методы, аппаратура, инструменты, эталоны и т.п.).
После того, как потери найдены, в идеале все мУда должны быть полностью удалены. Если это невозможно – сокращены до минимально возможных в данный момент значений. За счет этого и достигается экономический эффект от внедрения Бережливого производства. Отметим, что сокращаются именно потери – то есть только та деятельность, которая не добавляет ценности продукту. При этом качество продукта, безопасность и удобство работы персонала — не ухудшаются.
Напомним, что при устранении потерь следует руководствоваться принципом Парето и здравым смыслом – в первую очередь нужно устранить те 20% причин, которые вызывают 80% потерь, на следующем шаге – следующие 20% и так далее. Более подробно о подходе, принципах диагностики и поиска потерь можно прочитать в нашей в статье о Лин-диагностике и умном сокращении затрат.
Пример повышения эффективности процесса транспортировки готовой продукции
В одном из наших проектов рассматривался процесс транспортировки контейнеров с готовой продукцией со склада предприятия на ж/д станцию. С помощью двух тягачей — контейнеровозов, каждый из которых одновременно может перевозить на прицепе 2 контейнера, предприятие доставляло на ж/д станцию в среднем 5,3 контейнера за двенадцатичасовую смену. Обратно тягачи на прицепах везли по 2 пустых контейнера. При этом предприятие несло издержки на почасовую аренду автокрана, ГСМ для автокрана и тягачей, а также дополнительные командировочные расходы на содержание водителя автокрана (проживание и трехразовое питание). Сами тягачи являются собственностью компании, водители тягачей находятся в штате.
Команде проекта была поставлена задача повысить производительность этого процесса. Цель — перевозить 8 контейнеров за смену и снизить операционные расходы за счет сокращения потерь в процессе.
Повышение производительности – это всегда борьба с потерями времени. Ключевой вопрос – где мы теряем время?
До оптимизации процесса контейнеры стояли хаотично, ширина проездов между контейнерами была неравномерная.
Процесс погрузки выглядел следующим образом:
- Найти первый контейнер, предназначенный для перевозки на ж/д станцию;
- Произвести установку (закрепление) автокрана в месте погрузки;
- Контейнеровозу встать под погрузку 1-го контейнера;
- Погрузить 1-й контейнер на контейнеровоз;
- Снять кран с первого места погрузки, переместить ко второму контейнеру, закрепить;
- Контейнеровозу встать под погрузку 2-го контейнера;
- Погрузить 2-й контейнер на контейнеровоз.
Та же самая процедура повторялась и со вторым тягачом.
Как можно заметить, достаточно много времени тратилось на перемещение и установку крана. Потери времени еще увеличивались из-за нехватки места для маневров автотехники: так как контейнерные площадки имели только по одному въезду (выезду) и их планировка не была оптимальной, требовалось ощутимое время на разворот и выезд тягача.
Командой проекта были выявлены и, что немаловажно – оцифрованы (оценены количественно), различные виды потерь в этом процессе, а именно:
- Потери на излишние движения и транспортировку автокрана и тягачей;
- Ожидание (простой) потока из-за загруженности автокрана.
В ходе оптимизации были разработаны и внедрены следующие решения:
- Распланирована и визуализирована площадка для хранения контейнеров.
- Сделаны дополнительные ворота на каждой площадке, чтобы обеспечить сквозной проезд через них.
- Изменена процедура планирования отгрузок таким образом, чтобы контейнеры, предназначенные для транспортировки, находились рядом и кран с одного места мог осуществить погрузку сразу 4-х контейнеров без дополнительных процедур закрепления / снятия / перемещения.
Теперь каждый контейнеровоз может за смену делать по 2 рейса, перевозя 4 контейнера. Цель проекта достигнута. Более того, дополнительно высвободилось время тягачей на перевозку других грузов.
Экономический эффект от этого небольшого проекта составил более двух миллионов рублей в год при минимальных инвестициях. Стоит отметить, что и персоналу при этом стало намного удобней выполнять свою работу.
В следующей статье расскажем о плюсах и минусах (да, они тоже есть) внедрения Бережливого производства на предприятиях.