Методика решения проблем — 8D
Практический семинар — тренинг по определению, анализу и решению локальных проблем
Целевая аудитория «8D — Методика решения проблем»
- ИТР, менеджеры среднего звена, в обязанности которых входит решение и предотвращение проблем
- Специалисты по повышению операционной эффективности
- Специалисты в области управления качеством
- Руководители отделов (департаментов)
- Специалисты в области управления персоналом
Цели семинара — тренинга «8D — Методика решения проблем»
- Научиться выявлять, формулировать и находить причины локальных проблем (отклонений)
- Научиться разрабатывать корректирующие и предупреждающие меры по устранению локальных проблем
- Научиться разрабатывать план действий по реализации корректирующих и предупреждающих мер
- Выработать единые внутрифирменные стандарты решения локальных проблем
Описание семинара — тренинга «8D — Методика решения проблем»
Практический семинар — тренинг позволяет участникам получить необходимые знания и навыки применения структурированного подхода в решении локальных проблем в соответствие с методом 8D.
8D (Eight Disciplines Problem Solving) – ”метод восьми дисциплин” был разработан для решения локальных проблем (устранения несоответствий) в процессах методологическим и аналитическим путем. Проблемы могут быть связаны с качеством, безопасностью, производительностью, гибкостью, управляемостью, эргономикой или стоимостью процесса. Изобрел методику 8D — Генри Форд, который является основателем компании «Ford».
В рамках применения методики 8D проводится доскональное изучение процесса, в котором возникло несоответствие, и предотвращение возникновения подобного явления в будущем.
Методика 8D применяется для решения локальных проблем на устранение которых требуется не более 2 недель (без учета времени разработки и внедрения предупреждающих мер).
Основные преимущества данной методики работы с проблемами:
- Анализ коренных причин возникновения несоответствия. Устранение или ослабление этих причин позволяет исключить или снизить риск повторения проблемы;
- Методика 8D предполагает работу с фактами, что снижает риски принятия неффективных решений;
- Вся работа по методике 8D ведется командой, что позволяет 1) сделать всесторонний анализ коренных причин проблемы и 2) снизить риск сопротивления изменениям при внедрении разработанных корректирующих и предотвращающих мероприятий;
- Вовлечение руководства предприятия или подразделения в работу по устранению несоответствия также снижает риски при внедрении и, кроме того, позволяет развивать культуру постоянного совершенствования.
Каждый шаг (этап) метода 8D имеет в своем наименовании букву D, что означает Discipline (Дисциплина).
Основные фазы и этапы методики 8D
Подготовительная фаза (1 — 3 дня)
- D0 – Определение проблемы и разработка плана.
На этом этапе производится точная идентификация проблемы, устранение нежелательных последствий, определение лидера и разработка плана мини проекта 8D. - D1 – Формирование команды.
На этом этапе лидер проекта создает команду, которая будет выполнять мини проект 8D.
Этапы D0 и D1 выполняются сотрудниками компании самостоятельно, до начала корректирующей фазы 8D.
Корректирующая фаза (до 2-х недель)
- D2 — Описание проблемы.
Обширный и трудоемкий этап, на котором команда 8D должна собрать все необходимые факты, которые описывают проблему.
Везде, где это возможно, должны быть собраны и представлены измеримые данные.
Этап выполняется во время тренинга. На этом этапе участники должны будут описать проблему (без описания ее причин), используя фактическую информацию о ней. Качественное описание проблемы заничительно повышает эффективность анализа ее причин на этапе D4. - D3 – Сдерживание проблемы.
Этап разработки и внедрения дополнительных временных мероприятий, позволяющих сдержать влияние проблемы.
Этап выполняется при необходимости сотрудниками компании самостоятельно.
- D4 — Анализ проблемы.
Основной и наиболее важный этап, на котором проводится анализ и определяются коренные причины проблемы.
Этап выполняется во время тренинга. На данном этапе участники освоят такие аналитические инструменты как «5 почему?», «Диаграмма Исикавы» и другие.
Результатом этапа является дерево причин проблемы.
- D5 – Разработка корректирующих мероприятий.
На этом этапе разрабатываются и валидируются корректирующие мероприятия по устранению «ближайших», некоренных причин.
На тренинге участники разработают эскизы решений.
- D6 — Внедрение и валидация корректирующих действий.
Этап выполняется сотрудниками компании самостоятельно. На этом этапе внедряются разработанные корректирующие мероприятия и производится оценка результатов внедрения.
Предупреждающая фаза ( до 4-х недель)
- D7 — Разработка предупреждающих действий.
На этом этапе разрабатываются и валидируются предупреждающие мероприятия по устранению коренных причин проблемы, позволяющие избежать ее повторения. - D8 — Закрытие мини проекта 8D.
На этом этапе проводится анализ успехов и ошибок проекта.
Важным моментом является официальное признание заслуг команды.
Варианты проведения обучения по теме 8D
Данный семинар – тренинг проводится в 2-х вариантах.
«Базовый» (2 дня, 16 часов) и «Практический» ( 5 дней, 40 часов). Программы для «Базового» и «Практического» вариантов приведены соответственно в приложениях №1 и №2.
Оба варианта содержат полные теоретические сведения о методике 8D и позволяют получить целостное представление о последнем.
В обоих вариантах проводится обучение по работе с аналитическими инструментами и программами «FreeMind» или «Mindjet». Участники также будут работать с формами 8D формата А3 (MS Excel), позволяющими структурировать и технологизировать процесс решения проблемы по методу 8D.
В «Базовом» варианте не предусмотрено время на сбор информации о фактах для описания проблемы и проверки гипотез причин проблемы. В данном варианте участники оперируют только теми данными, которыми они располагают в аудитории.
«Практический» вариант предусматривает более тщательную работу по изучению проблемы. В нем предусмотрен 1 день для сбора фактических данных для описания проблемы и 1 день на сбор данных для проверки гипотез ее причин.
Так как Тренинг имеет высокую практическую направленность тренер в состоянии одновременно эффективно провести обучение 2-х групп по 5-8 человек. В случае большего количества участников в каждой группе эффективность групповой работы и обучения заметно снижается.
«Базовый» вариант в основном предназначен для руководителей и менеджеров в зону ответственности которых входит постановка целей и задач по решению локальных проблем, обеспечение ресурсами, поддержка команд и контроль за решением проблем.
«Практический» вариант предназначен для специалистов, непосредственно занимающихся анализом и решением проблем.
Формат обучения 8D
- мини — лекции
- групповые обсуждения
- практические упражнения
- практическая работа в гемба
- практическая работа в аудитории
Раздаточный материал
Раздаточный материал высылается в электронном виде в формате PDF.
Сертификат
По окончании тренинга участникам, которые были задействованы не менее 75% времени тренинга, выдается фирменный сертификат компании «Lean Consult»
Программа семинара — тренинга
1 ДЕНЬ
Часть 1
2 ДЕНЬ
Часть 1
3 ДЕНЬ
Часть 1
Группы №1 и №2
Введение
Регламент. Знакомство. Постановка целей на тренинг
Презентация проблем (2 группы)
Краткое предварительное представление проблемы, описание нежелательных последствий и мер по их устранению
Представление команд мини проектов 8D
Группа №1
Сбор данных о проблеме.
Фасилитация процесса сбора данных
Группа №1
Презентация результатов работы по описанию проблемы.
D3 - Сдерживание проблемы
Разработка и внедрение сдерживающих мер
D4 – Анализ проблемы
Построение дерева гипотез существования причин проблемы.
Использование аналитических инструментов
(5 почему, Диаграмма Исикавы, Диаграмма Парето.).
Обучение работе с программой «FreeMind» или «Mindjet»
Часть 2
Часть 2
Часть 2
Группы №1 и №2
Подход к решению проблем
Краткий обзор метода 8D
D0 – Определение проблемы
Формулирование проблем и нежелательных последствий.
Категоризация и оценка ущерба.
D1 – Формирование команды
Подбор членов команды 8D с учетом компетенций, совместимости и уровня мотивации.
Согласование временных ресурсов сотрудников.
D2 – Описание проблемы
Определение перечня необходимых данных о проблеме. Составление плана сбора данных.
Группа №2
Сбор данных о проблеме.
Фасилитация процесса сбора данных
Группа №2
Презентация результатов работы по описанию проблемы.
D3 - Сдерживание проблемы
Разработка и внедрение сдерживающих мер
D4 – Анализ проблемы
Построение дерева гипотез существования причин проблемы.
Использование аналитических инструментов
(5 почему, Диаграмма Исикавы, Диаграмма Парето.).
Обучение работе с программой «FreeMind» или «Mindjet»
4 ДЕНЬ
Часть 1
5 ДЕНЬ
Часть 1
Группа №1
Сбор данных для проверки гипотез причин проблемы.
Фасилитация процесса сбора данных для проверки гипотез.
Группы №1 и №2
Построение дерева причин проблем.
Анализ причинно-следственных связей и оценка их степени влияния.
Поиск коренных причин проблемы.
D5 – Разработка корректирующих мероприятий.
Поиск, оценка и отбор решений.
Разработка мероприятий, позволяющих устранить имеющуюся проблему.
Часть 2
Часть 2
Группа №2
Сбор данных для проверки гипотез причин проблемы.
Фасилитация процесса сбора данных для проверки гипотез.
Группы №1 и №2
D7 - Разработка предупреждающих мер
Поиск, оценка и отбор решений, позволяющих устранить коренные причины проблемы и, тем самым, избежать ее повторения в будущем.
D8 - Закрытие мини проекта 8D
Презентация результатов для руководства.
Капитализация полученных знаний и опыта.
Подведение итогов тренинга