Диагностика логистической системы ОАО «Алтайвагон»

Консультационный проект по диагностике логистической системы головного предприятия ОАО «Алтайвагон» при помощи методов и технологий Бережливого производства.

О проекте

Целью проекта являлось выявление потерь в логистической системе Предприятия и разработка рекомендаций для их снижения. Диагностика была проведена во всех подразделениях коммерческой службы Предприятия, участвующих в логистических процессах. Были продиагностированы отдел материально-технического снабжения, железнодорожный и автотранспортные цеха, складское хозяйство и отдел сбыта Предприятия. Общая численность сотрудников, работающих в этих подразделениях, составляет более 400 человек.

С первых дней проекта между сотрудниками Предприятия и консультантами группы «Лин Консалт» установились дружественные партнерские отношения. И сотрудники ОАО «Алтайвагон» и консультанты в равной степени чувствовали свою ответственность за успешный результат проекта.

IMG_4895Основные работы, выполненные в ходе диагностики логистической системы

Формирование рабочей группы этапа проекта и организация проектного офиса

Руководителем всего проекта и диагностического этапа был выбран заместитель генерального директора по коммерческим вопросам. Для оперативного управления проектом была введена проектная должность – заместитель руководителя проекта. Ее занял заместитель начальника автотранспортного цеха. Зам. руководителя проекта был на 100% освобожден от выполнения своих основных должностных обязанностей на весь срок реализации Проекта. От всех подразделений коммерческой службы в рабочую группу диагностического этапа проекта вошли по одному человеку. Процесс формирования рабочей группы во многом предопределил результативность и эффективность этапа диагностики.

Проведение аналитического семинара «Формирование поля проблем в логистической системе»

В результате проведения аналитического семинара были выявлены основные зоны и проблемы в работе логистической системы Предприятия. Был проведен предварительный анализ логических цепочек «Проблема – Потери – Избыточные затраты». В дальнейшем, при картировании потоков создания ценности (ПСЦ) в логистических процессах результаты семинара позволили рабочей группе вести более сфокусированную диагностику.

Проведение функционально-стоимостного анализа (ФСА) деятельности Предприятия

Для диагностики распределения ресурсов по основным логистическим процессам Предприятия рабочей группой был проведен ФСА деятельности Предприятия за 2011г.

AVZ_IMG_4984Ресурсы (затраты) Предприятия за 2011г. были распределены по следующим логистическим процессам верхнего уровня: закупки, ж/д и авто транспортировка от поставщиков до Предприятия (входная транспортировка), разгрузка/погрузка ТМЦ, входной контроль качества ТМЦ, хранение ТМЦ, внутреннее ж/д и авто перемещение ТМЦ, контроль качества НЗП и ГП, сбыт ГП, транспортировка ГП до потребителей (выходная транспортировка).

ФСА на верхнем уровне показал, что существенные, т.е. представляющие интерес для сокращения, ресурсы сосредоточены в следующих логистических процессах: входная транспортировка, входной контроль качества ТМЦ, разгрузка/ погрузка ТМЦ, внутреннее перемещение ТМЦ.

Результаты ФСА также помогли рабочей группе сфокусировать свое внимание на соответствующих процессах при картировании ПСЦ. Функционально – стоимостной анализ деятельности Предприятия был проведен финансово – экономической службой ОАО «Алтайвагон» при методической поддержки консультантов «Лин Консалт».

Картирование потоков создания ценностей

Картирование потоков создания ценности является одним из основных инструментов Бережливого производства, позволяющим выявлять потери и «узкие» места оптимизируемой системы.

Для получения знаний и навыков применения этого инструмента для рабочей группы проекта консультантами «Лин Консалт» был проведен однодневный практических семинар — тренинг «Картирование потоков создания ценности». В ходе семинара – тренинга участники рабочей группы учились визуализировать потери, создавая реальные карты логистических процессов своего Предприятия.

AVZ_IMG_5357

Картирование ПСЦ в логистических процессах заняло в общей сложности около 2-х месяцев. При картировании учитывались результаты аналитического семинара «Формирование поля проблем в логистической системе» и Функционально – стоимостного анализа. Полностью процесс картирования всех логистических процессов на требуемом уровне детализации завершен не был. Эта работа будет продолжена на следующих этапах проекта.

Результатом проведенного картирования стало выявление существенных потерь и их причин более чем в 20-ти процессах логистической системы Предприятия. Результаты картирования легли в основу локальных проектов по сокращению потерь.

Формирование базы данных по логистическим процессам

Наряду с картированием потоков велась работа по созданию базы данных всех логистических процессов Предприятия.

Карты потоков создания ценности дают понимание логики процессов и потерь в них. База логистических процессов позволяет получить численные сведения о параметрах этих процессов.

В единую базу данных были сведены, например, такие параметры логистических процессов, как длина маршрута, время процесса, вес груза, тип транспорта (ж/д, авто, трансбордер, погрузчик), вид транспорта (собственный, наемный), тип и наименование контрагента, количество персонала и т.д.

Все это на дальнейших этапах проекта позволит принимать осознанные решения при проектировании будущего состояния системы.

Разработка локальных проектов по сокращению потерь в логистической системе

Все потери, обнаруженные в ходе диагностики логистической системы, были структурированы и сведены в единый перечень. На основе этого перечня были подготовлены уставы 8-ми локальных проектов, направленных на сокращение потерь в процессах внутренних ж/д транспортировок. Их реализация позволит сократить более 12% годового бюджета расходов ж/д цеха, и высвободить более 25% рабочего времени одной локомотивной бригады.

В рамках этого этапа полная комплексная диагностика логистической системы не была завершена. Эта работа будет продолжена в рамках системной работы по оптимизации логистической системы в ходе дальнейших этапов проекта.

AVZ_IMG_4819В самом начале проекта самым важным было вовлечение сотрудников, укрепление их веры в позитивные изменения. Поэтому была выбрана тактика «малых» побед. Чтобы не ограничиваться только диагностическими результатами в последней трети проекта было принято решение отложить системную работу и направить основные усилия рабочей группы на получение практических результатов. В связи с этим были инициированы и запущены 2 из 8-ми разработанных локальных проекта, практически не требующих инвестиций, но способных дать быстрый и весомый экономический результат.

Хочется подчеркнуть, что большинство основных потерь и идеи локальных проектов по их сокращению были выдвинуты участниками рабочей группы из числа сотрудников Предприятия.

Роль консультантов сводилась в основном к обучению рабочей группы и оказанию ей методической и энергетической поддержки. Включившись в работу  по выполнению задач проекта, участники рабочей группы проявили большое желание и незаурядные способности.

По итогам этапа руководитель проекта представил служебную записку на имя генерального директора о премировании участников рабочей группы. Размер премии был определен исходя из достигнутых командой результатов и личного вклада каждого участника.

Генеральный директор поддержал предложение о премировании. Это еще больше укрепило у участников рабочей группы веру в успех и явилось положительным примером для других сотрудников Предприятия, многие из которых впоследствии будут вовлечены в процесс непрерывного совершенствования.

IMG_5030Важно отметить, что постоянную неформальную поддержку со стороны генерального директора ОАО «Алтайвагон»  Дмитрия Евгеньевича Медведева и заместителя генерального директора по коммерческим вопросам – руководителя проекта Михаила Сергеевича Карпова рабочая группа чувствовала на протяжении всего этапа диагностики (2,5 мес.).
Вышеуказанные руководители регулярно участвовали в рабочих совещаниях по Проекту, выделяли необходимые ресурсы и оказывали помощь в сложных ситуациях. Это было критически важно для рабочей группы и успешного завершения данного этапа.

Учитывая специфику корпоративной культуры Предприятия, есть основание полагать, что при дальнейшей поддержке со стороны высшего руководства процесс внедрения системы Бережливого производства будет успешно продолжен и уже в ближайшее время начнет приносить экономические и не менее важные моральные результаты.

Команда проекта

Игорь Соковиков, Евгений Рачков, Владимир Коробко, Александр Осипов.

Все об организации, управлении и развитии производственных и бизнес-систем.

Интервью и дискуссии с экспертами, обучающие видео, видеозаметки консультантов и многое другое.

<>

Oтзывы клиентовВсе отзывы

 

Звонок по России бесплатный

8 800 250-28-22

Режим работы:
Пн-Пт. 06:00 — 18:00 (Мск)

 

Представительство в Москве

+7 (495) 308-40-46

Режим работы:
Пн-Пт. 06:00 — 18:00 (Мск)

 

Написать в WhatsApp

Чат в WhatsApp

Режим работы:
Пн-Пт. 06:00 — 18:00 (Мск)

 

Написать в Telegram

Чат в Telegram

Режим работы:
Пн-Пт. 06:00 — 18:00 (Мск)