Тренинг «FMEA — Анализ видов и последствий отказов» для завода Энергокомплект
Практический тренинг «FMEA — Анализ видов и последствий отказов» для завода ПО «Энергокомплект»
С 28 февраля по 03 марта 2022 года группа «Лин Консалт» провела семинар-тренинг по теме «Анализ видов и последствий отказов (FMEA)» для сотрудников ПО «Энергокомплект».
Производственное объединение «Энергокомплект» является крупнейшим предприятием Республики Беларусь по производству кабельно-проводниковой продукции и включает 4 производственных цеха со всеми необходимыми объектами производственной инфраструктуры.
На предприятии занято порядка 700 квалифицированных специалистов и рабочих.
Общая номенклатура выпускаемой продукции составляет свыше 100 000 марко-размеров.
В круг потребителей ООО «ПО «Энергокомплект» входят предприятия различных отраслей промышленности: энергетики, нефтегазовой отрасли, строительной индустрии, горнодобывающей промышленности, транспортной сферы. Среди потребителей такие крупные предприятия, как концерн «Белэнерго», концерн «Белнефтехим», ОАО «ХОЛДИНГ МРСК», Метрополитен, Белорусская железная дорога, ПО «Белоруснефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС» и многие другие.
Также запланирован выход продукции на рынок автомобильной промышленности, на котором обязательным требованием является соблюдение стандарта IATF 16949, включая применение инструмента FMEA.
В тренинге приняли участие руководители и специалисты производственного отдела, службы качества, тех. службы, конструкторско-технологического отдела.
Семинар-тренинг проходил в практическом формате. Это означает, что после ознакомления с каждым теоретическим блоком слушатели в малых рабочих группах применяли на практике полученные знания.
Всего было выбрано три объекта анализа: два процесса и одна конструкция. Соответственно было заполнено два протокола PFMEA и один протокол DFMEA.
Первым этапом были построены модели представления объектов анализа и проведен функционально-технический анализ. Данный шаг позволяет глубоко понять, как устроен процесс или конструкция.
Следующим этапом были выявлены потенциальные отказы внутри процессов производства и отказы при эксплуатации изделия. При DFMEA часто бывают искажения, когда отказы конструкции связывают только с отклонениями в процессе производства. Затем был проставлен ранг тяжести последствий отказов.
Далее команды выявили коренные причины, приводящие к отказам. Для этого были применены инструменты «5 почему?», «Диаграмма Исикавы», «Метод диверсий». И определили вероятность наступления этих причин.
Следующий шаг – определение текущих мер по обнаружению причин отказов и самих отказов и проставление рейтинга вероятности обнаружения.
Важным обобщающим итогом анализа отказов является определение интегральной оценки риска. Для этого могут применяться несколько методов: ПЧР, SOD, Приоритет действий (рекомендован в автопроме начиная с июня 2019). Команды применили все эти методы, чтобы самостоятельно увидеть все преимущества и недостатки каждого метода.
Затем был поведен мозговой штурм, направленный на выработку решений по уменьшению последствий рисков, вероятности появления причин, вероятности своевременного обнаружения причин и отказов. И проставлены ожидаемые баллы Тяжести последствий (S), Вероятности (O), Обнаружения (D).
В течение всего пути знакомства с методикой FMEA команды заполняли протоколы. Это является очень важным сопутствующими FMEA-проект действом, служащим доказательством качественной проработки рисков процессов и конструкций, а также увеличивает базу знаний компании.
В дополнительный четвертый день команда руководителей совместно с тренером составили и презентовали высшему руководству список потенциальных пилотных проектов, в которых возможно применение методики FMEA.
Тренинг провел бизнес-тренер, консультант компании «Лин Консалт» Артем Светлов.